Рецензия на альбом ОКЕАН ЕЛЬЗИ ‘Без меж’

В пирамиде потребностей Абрахама Маслоу к числу базовых потребностей – сразу вслед за сугубо физиологическими и связанными с безопасностью – относится и социальная. Это потребность в любви, общении, принадлежности к коллективу – в самом широком смысле этого слова.

Мы очень нуждаемся в принадлежности чему-то бОльшему, сегодня – особенно. Наша коллективная Украина, любимая и любящая нас, необходимая каждому и сама нуждающаяся в нас, – это тот образ, который каждый, принявший ее боль, выстраивает в себе – как может и как умеет. Это тот образ, который пронизывает насквозь альбом "Без меж".

Это никак не дань "модному" патриотизму – то есть альбом вообще не об этом. У "Океана Ельзи" с патриотизмом проблем никогда не было, но сегодня это уже не размытое и несколько пафосное чувство, а вполне реальная кровоточащая рана. Лечить ее можно только любовью – и это альбом о любви. Залатать эту рану и остановить кровь нам не дает война – и это альбом о войне. Мы оплакиваем и хороним, оплакиваем и хороним – и это альбом о смерти. Мы хотим выжить, как никогда не хотели, – и это альбом о жизни.

"Без меж" – это гораздо больше, чем номерной релиз известной рок-группы. Это разговор, который вот уже третий год идет в душе каждого, "кого это касается". Но мало кто умеет так прицельно точно, образно, прочувствованно и так по-настоящему выразить этот мучительный монолог в словах и музыке, как это делают Вакарчук и его коллеги. Есть ощущение, что "Без меж" – это самый "разговорный" альбом за всю историю команды, в том смысле, что текст, словесный посыл здесь важен не меньше, а порой и больше, чем музыка.

Работа энергиями – то, что Слава считает главным в рок-музыке, никуда не делась. Но важнейшим источником этой энергии стали именно слова – те, которых, думаю, многие очень ждали. И с благодарностью услышали. Душа альбома, его сверхсмысл – это три композиции, размещенные как раз в сердцевине. Это "Мить" с ее щемящим припевом "ще мить", с горьким и нежным эхом хорошей бардовской песни – почему-то вспоминаются военные песни Окуджавы. Это уже достаточно известная "Не твоя війна", которая просто обречена стать если не символом, то знаковой вещью этих лет. Этой эпохи. Эпохи наших новых вершин – тех, что маячат в парящем, оптимистичном треке "Еверест", в котором открывается широкая рок-панорама и захватывающая эмоциональная перспектива: такого накаленного коллективного катарсиса наша страна не переживала уже давно. На нашей памяти – никогда. Да и музыки такого формата и такого масштаба в нашей истории не так чтобы много.

По каким-то формальным, внешним признакам "Без меж" близок ранним "океанам" – времен "Модели" и даже "Янанебібув", но если копнуть глубже, то все намного интереснее. Конечно, тут отозвались и "Gloria", и "Суперсиметрія", и "Dolce Vita" – в общем, весь "Океан", а заодно и классический британский рок (это святое!). И отозвались в обновленном оформлении. Запись, как никогда, насыщена фактурными, очень экспрессивными инструментальными – рояльными, струнными, духовыми – пассажами ("Мить", "Не йди", "Не твоя війна", "Еверест", "Осінь", "Без меж") и эффектным, цепляющим бэк-вокалом ("Віддай мені", "Осінь", "Не йди", "Еверест").

Сходу не скажешь, что "Без меж" – это однозначно лучший (самый хитовый или безупречный) альбом "Океана Ельзи". Но то, что он самый нужный, самый своевременный и, возможно, самый выстраданный – а потому так широко резонирующий – в этом убеждаешься сразу. И бесповоротно. Это тот случай, когда гражданская позиция не только не мешает творчеству, но и придает ему совсем другой масштаб. Практически безграничный – то есть "безмежний". Благодаря "Океану" мы все можем искупаться в этой музыкальной бесконечности.