Рецензия на альбом группы Аквариум «Архангельск»

Главный гуру отечественного рока», как принято называть Бориса Гребенщикова в среде музыкальных журналистов, записал со своей группой уже энный альбом — я даже писать не буду, какой по счёту. «Гуру» или не «гуру» (да ещё и «главный» – кто же тогда вспомогательный?) – я вдаваться тоже не хочу. Ибо сие ироничное подобострастие по умолчанию девальвирует профессионализм и неиссякаемую творческую новизну коллектива. Язык чешется поинтересоваться, что является ключом к такому долголетию и успеху. Что это: здоровое питание, Карма-Кагью или каждодневный труд? Эх, знать бы – творил бы сейчас тоже бессмертное.

Сочинения БГ, в каком-то смысле, как глоток свежего воздуха, потому что имеют принципиальное отличие от произведений большинства творческих личностей нашей современности. Дело вот в чём. Если уж Гребенщиков хочет наполнить хоть какой-то философией свои песни, хоть каким-то смыслом, выходящим за рамки злободневности или протеста – у него чаще всего получается – пускай даже в шутку. В то время как у остальных получается лишь видимость оного: претенциозный набор слов или пышных фраз, между которыми якобы спрятана идея, ну или набор прочих банальностей.
«Песня как зеркало, каждый слышит в ней свое» — фраза БГ могла бы прозвучать как оправдание: мол, смысл там есть, ищите сами. Но раздражающее ощущение крошек на простыне, которое возникает в иных подобных случаях, когда слушаешь плоды неискренних трудов, тут отсутствует. И это, на мой взгляд, одно из главных достижений Гребенщикова, за что ему лично от меня благодарность.

Но это слова. По музыке всё сработано до мелочей безупречно – от запутанных соло до еле уловимых на заднем плане звуков. Сложные музыкальные ходы и разнообразие экзотических инструментов – такой «Аквариум» узнаётся с первых нот.

Вступительный трек «Назад в Архангельск» настолько хорош, что фактически самодостаточен. Дальше можно выключать проигрыватель: тишина будет лучшим продолжением композиции. Я даже не буду упоминать, какие другие песни «Аквариума» она мне в положительном смысле напомнила. Но чудятся мне ножки, протянувшиеся от «Архангельска» вглубь предыдущих альбомов. «Кто говорит, что сейчас не средневековье?» — комментарий самого Бориса к песне.

По-своему очень хорош и второй трек «Красная река». Пожалуй, именно она задаёт тон всему альбому, всем последующим песням.

«Над полем клевера» — в задумке полёт аэростатов, но больше похоже на полёт шмеля под азбуку Морзе. Владел бы навыком расшифровки – разгадал бы смысл. По словам БГ, там заложено послание человечеству.

Многие со снисходительной усмешкой относятся к религиозности Гребенщикова и её проявлениям – мол, БГ сделал из этого свой имидж. Не думаю, что это волнует самого музыканта. И он свободно хохмит на темы священности и алкоголя в «Марше священных коров».

«Капитан Беллерофонт», переполненный марширующими духовыми, с другими песнями альбома состыкуется не без труда – и по музыке, и по тексту. Но начатое ранее дело тут же подхватывают по-восточному задумчивый «Тайный Узбек» и столь любимый автором регги в «Огне Вавилона»

Два завершающих трека – именно те, которые были сделаны без ударных. Таковой была задумана концепция всего альбома, но, по признанию автора «все получилось прямо наоборот». Однако «Небо после дождя», в какой-то степени, лучшая песня пластинки.
«На ход ноги» — запоминается сочетанием арфы и аккордеона, а также характерным завершающим альбом соло, в котором снова появляются барабарны.

«Этот альбом вынул из меня все силы, во мне практически капли крови не осталось» — слова Гребенщикова. Это достойная плата за попадание записанного творения в число самых качественных из множества подобных в дискографии «Аквариума». Таким образом, теперь имеется возможность перевести дух и у музыканта, и у поклонников.

(И кстати говоря – я из тех, кто бывал в Архангельске. Поэтому с полным правом на всех прочих смотрю свысока).

Страница 659 из 6591...550«650651652653654655656657658659