Интервью с музыкантами группы Vivienne Mort часть 2


- Даже если из-за этого они поймут тебя неправильно?

- Это не полностью мои песни. Я, можно сказать, посредник и мое дело - передавать. Люди послушают и примут от песен то, что хотят. Бывает, автор отказывается объяснять свое произведение, чтобы окружить его ореолом философии, которой на самом деле нет. Или наоборот, миллион слов: «экзистенциально», «метафизически», «концепт», и все они имеют смысл, но никак не помогут понять музыку. Для меня правда в том, что объяснения излишни. Я понимаю по-своему, но не против, если люди придумывают другие трактовки, честные и интересные. Я для того и исполняю песни всем, а не пою их у себя дома. Это мой шанс чем-то обменяться. Мы не сможем испечь такой большой пирог, чтобы хватило на всех людей, с которыми нас связывают песни.

-Ты для себя находила объяснения, как не бояться смерти?

Понимаешь, я не боюсь умереть. Меня пугает смерть близких людей. Как не бояться смерти - пожалуй, пережить хотя бы одну. В моем сознательной жизни еще никто не умирал, поэтому я остаюсь ребенком. Потому что только знаю, что смерть есть, а лицо ее не видела. Меня всегда отделяли от известий о нем, говорили, что я тонкого состава душа. Боялись, что буду долго плакать. Когда умер дедушка, мне долго не говорили о его смерти. Затем начали намекать, что он заболел, поэтому, возможно, скоро умрет - чтобы посмотреть на первую реакцию. И она последовала - детская затяжная депрессия, неприятие реальности. Думаю, со мной трудно иметь дело. У меня сильный и упорный характер. Если я решала плакать, то делала это долго и максимально держалась за эту память, ни на кого не обращала внимание. В сериале умер комиссар Рекс, а я мучила живых людей, которые переживали и не знали, как помочь моему трауру. Чтобы не боятся смерти, нужно учиться любить.

- У тебя в альбоме хватает библейских мотивов - холодный Иордан, agnus dei, ангелы. При этом ты дважды была в Индии, где совсем иное представление о смерти - это тебя как-то повлияло?

-Я недавно думала об отношении к этому вопросу на востоке и западе. Люди сразу настроены на инкарнацию, среди их поговорок нет слов «жизнь одна». Поэтому они никуда не спешат, переносят песок на подошвах из одного места в другое. Они часто лишены амбиций и поэтому очень спокойны. В противоположность им - западный патеистическом мир. Вот меня в детстве научили молиться - я молилась 16 лет, как мантру повторяла перед сном, слышала, что у меня есть ангел-хранитель, можно попасть в ад. На мероприятии не умеют передавать живые традиции, и со временем слепое следование ритуалам требует разъяснений. Поскольку их никто не дает, люди отвергают все вместе и погружаются в другую религию - как стать успешным и чтобы у меня много всего было. Если души и Бога нет - буду покупать и продавать. И там, и там люди исторически привыкли на то сопротивляться. Необходимо помещать себя в центр вселенной. Тогда мы будем не гордиться, а стыдиться, что всю жизнь не менялись. Если на меня опирается вся вселенная - как я опора? Мы спросим себя, и, не оглядываясь на Аллаха и Христа, на айфон и хит-парад, все решим сами.

-Возвращаясь к обложке - это же на тебе маска из мексиканских погребальных ритуалов?

-Маска как идея появляется у вас не впервые - в частности были музыканты в масках в туре «Готика».

Мне вообще кажется, что раньше в Vivienne Mort было много песен-масок, образов, которые ты примеряла на себя, а «Опыт» - ваша первая полноценная пластинка, лишенная этих масок. Что ты думаешь по этому поводу?

Так и есть. У кого что болит, тот о том и говорит. Я надевала на нас маски в туре «Готика», потому что хотела снять все свои. Когда имеешь много масок, впоследствии не можешь найти, какая из них - твое истинное лицо. Мне не нравится почти все, что я делала до этого альбома. Это все поиски, я смотрю на них без презрения. Просто хорошие и честные идеи песен, не воплощено во всей красе. Кажется, когда мне присылали эти идеи, надежды на меня были большие. Необходимо помещать себя в центр вселенной. Тогда мы будем не гордиться, а стыдиться, что всю жизнь не менялись. Если на меня опирается вся вселенная - как я опора?

- Я с трудом представляю, как ты записывала альбом и не терялась в этом состоянии. Тебе комфортно с этими песнями наедине, в студии? Хочется быстрее донести их до публики?

- Такая эмоция, как в момент, когда ты только написал песню, потом никогда не повторится. Потому что ты сам удивлен, сам свой первый слушатель. На самом деле их можно никуда и не нести, но мне хочется общения с людьми. Группа и слушатели - это моя сообщество, мои единомышленники. Я осознаю, что невозможно постоянно слушать и петь Vivienne Mort, но с каждым слушателем мы встретились в правильное для нас время и будем вместе, пока это будет нужно.

Ты как-то сказала, что тебе кажется, что ты не приносишь особой пользы людям.

Мне кажется, так и есть.

-Но ты не просто пишешь песни - ты поешь их на концертах. Реакция сторонников не обнадеживает тебя, что это полезно?

-Есть разные примеры в истории, где массу сторонников имели люди, которых сейчас очень резко осуждают. (Длинная пауза) Так что это не может быть мотивацией к действиям. Если я увижу, что мне не хочется ни петь, ни писать, то, думаю, меня трудно будет заставить это делать. Я считаю, что нас ценят за правдивость. Через творчество мы познаем мир и узнаем, как хотим в нем жить, ищем красоту и то, что объединяет с вечностью. Думаю, мы все это делаем для себя.