Интервью Onuka

Наталья Жижченко - украинский музыкант, солистка группы «ONUKA», в прошлом - групп «Tomato Jaws» и «KOOQLA». Родилась 22 марта 1985 в Киеве. Она является внучкой мастера народных инструментов и музыканта Александра Шленчик, который научил ее играть на свирели в возрасте четырех лет. В пять лет Наталия Жижченко начала гастролировать с музыкантами, а в девять - выступать солисткой с духовым (иногда с симфоническим или военным) оркестром, в котором было до 50 взрослых мужчин. В 10 лет победила в конкурсе «Новые имена Украины» с произведением «Соловей» Кропивницкого. Окончила Киевский национальный университет культуры и мистецвт по специальности етнокультуролог, переводчик с венгерского и менеджер международного культурного сотрудничества. Защитила магистерскую работу о влиянии аварии на ЧАЭС на культуру етнорегионив Полесья. В 2002-2013 годах была солисткой электронной группы «Tomato Jaws», который основал ее старший брат Александр Жижченко. В 2008 году начала сотрудничество с российским музыкантом Артемом Харченко (R-Tem) в рамках проекта нетанцевальной электронной музыки «KOOQLA». Летом 2013 года группа «Tomato Jaws» распался. Тем же летом начала сотрудничество с Евгением Филатовым (лидером группы «The Maneken») над проектом «ONUKA». В октября 2013 года был представлен первый сингл нового проекта - англоязычная песню «Look». Дебютное выступление новой группы состоялся в июне 2014 году на совместном концерте с «The Maneken». В октябре 2014 года был представлен первый альбом группы.
Многие песни группы на английском. Поэтому часто меломаны ищут тексты песен по запросу onuka перевод.
Раньше вы были фронтвумен электронной группы «Tomato Jaws», теперь вы лицо команды ONUKA, тоже электронной. А в чем кардинальное различие между этими проектами?
- ONUKA - это уже мой сольный проект, тогда как Tomato Jaws был плодом работы трех участников. Второй момент - наконец, народная тематика возобладала во мне. То, чего я долгое время даже боялась, скрывала, блокировала, теперь стало одним из краеугольным камней творчества. То есть, решила совместить то, в чем я воспитывалась в детстве и свои электронные умения, приобретенные за время предыдущей музыкальной карьеры и с Tomato Jaws, и другими электронными проектами. К сожалению, понимание с предыдущей командой долгое время шло на спад - сначала пошел мой брат Александр (Alex Junior Жижченко - ред.), И мы остались с Павлом (Ленченко - ред.). Пытались записать последний альбом, но как-то окончательно потеряли контакт. Мы начали просто отбывать свой номер на сцене, а не жить. Поэтому хотелось испортить всю историю группы уже не качественной работой. Решили, что пусть лучше проект останется не завершенным, чем мы выпустим какой уже абсолютную чужую для себя музыку. В конце концов, мы решили разойтись и закрыть группу. Долгое время я вообще была в депрессии, с которой не имела шансов уже выбраться без медикаментозных штук, не знала, стоит ли вообще мне в дальнейшем заниматься музыкой. Я очень благодарна Евгению Филатову, который поддержал в сложный период жизни и помог поверить в себя снова. Благодаря появлению ONUKA я перестала бояться собственных музыкальных идей, даже стала громче говорить в жизни, как говорят моя мама и друзья. Что касается Tomato Jaws, то эта группа сыграли максимальную роль в жизни всех его участников. Мы с Gorchitza и The Maneken, фактически, проложили дорогу для появления этого стиля в Украине, тех же Hardkiss, например, и где каждый день как грибы после дождя появляется огромная куча новых артистов. Это была кое в чем роль камикадзе - считаю, она удалась на все сто, и все произошло вовремя. Знаете, многие артисты, которые сейчас являются легендами, во многом стали ими благодаря тому, что рано умерли, ушли действительно вовремя для дальнейшей славы. Представьте Виктора Цоя в жюри «X-фактора», и вы поймете, что я имею в виду.
Расскажите о том, как ONUKA появилась. Как вы можете назвать формат, в котором работаете? Электронный фолк, этно-хаус?
- Этот проект действительно представляет собой смесь электронной музыки с этнической. Причем, мне постоянно этого этнического аспекта даже не хватает, но стараемся держать баланс. Группа состоит из 3-х девушек - я, клавишница, которая еще поет бэк-вокалы, барабанщица парень-бандурист. Евгений Филатов является саундпродюсером и арт-директором проекта. Также на больших концертах к нам присоединяется духовая секция: волторнист и 2 тромбониста, один из которых играет еще и на трембите. Вообще, я счастлива, что наконец нашла действительно близких по духу себе людей - даже сессионных музыкантов. Планирую также расширять использование народных музыкальных инструментов - в частности, цимбал, хотя в них и вспомогательная функция в нашем творчестве. Я пишу мелодии и тексты, а Женя (Филатов) занимается аранжировкой. Название группы происходит от посвящения моему дедушке, который является известным мастером народных украинских, молдавских и белорусских инструментов. Именно он сделал мне первую свирель, научил на ней играть и вообще привлек к музыке. Он очень большой и выдающейся фигурой в моей жизни. И вот если Tomato Jaws я вряд ли бы поставила ему, то ONUKA - обязательно. Сейчас наша группа играет, в первую очередь, в клубах, но мы работаем над новой программой и шоу. Надеемся, что вскоре сможем выйти даже на уровень больших площадок, содержащих более тысячи человек. В частности, готовим симфоническую часть.
То есть, этнический компонент - это и есть та фишка, благодаря которой на вас обратили внимание? Или сыграла свою роль в социально-политическая ситуация, которая настоятельно требует украинского патриотического компонента во всем?
- Считаю, что объяснение любого успеха всегда только одно - так сошлись звезды. Недавно мы с Евгением вспоминали российский проект «Руки Вверх» и его невероятный успех. Вот казалось бы, почему именно они? Ведь было множество таких проектов - с такими же примитивными текстами и ритмами. Что, неужели вопрос в харизме или какой-то особой красоте вокалиста Жукова? Нет, это просто сплетение обстоятельств, времени и удачи. Можно просчитать успех какой-то отдельной взятой песни или клипа, но не целого коллектива. Не может и не существует никакой формулы успеха. А относительно политической ситуации, конечно, она также играет свою роль,.
Ваша музыка - достаточно специфическая и, может, немного сложная для неподготовленного слушателя. Кто является вашей целевой аудиторией?
- В первую очередь, это люди, которые имеют уши, в независимости от возраста. Мне очень приятно, что многие, как под мою музыку танцуют и подпевают дети, у меня уже целая коллекция роликов с такими маленькими поклонниками. А вот на последнем концерте прямо под сценой стоял дедушка лет 70, постоянно общался с звукорежиссером, задавал интересные вопросы, которые свидетельствовали о том, что человек вполне воспринимает и понимает нашу музыку. И все же, подавляющее большинство слушателей ONUKA - это молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, которые выросли на качественной, чаще всего - западной музыке, живут в Интернете, не смотрят ТВ, которые знают кто такие Radiohead и тому подобное. Собственно той аудитории, которая живет в телевизоре, моя музыка не «зайдет» ни при каких обстоятельствах.
Большинство ваших песен на дебютном альбоме - на английском. А где можно найти onuka перевод песен? Чем планируете завоевывать западные музыкальные рынки?
- Думаю, тот же этнический компонент снова может помочь. Но пока об этом рано говорить - нужно окончательно выкристаллизовать свой саунд, освободить его от любой вторичности. Хочу продвигать харизму украинской народной мелодики. В моей музыке первична именно мелодия, как и западной музыке в целом. Абсолютное большинство коллективов, которые используют в своем творчестве народные инструменты, не является электронными. А мы наоборот стараемся сочетать то, что к нам почти никто не делал.. Относительно языка скажу, что менять пропорцию 80 на 20 между английском и украинском языках не планирую и в следующем сингле прежде всего потому, что английский является более удобным для электронной музыки. Что касается стран, то Европа для меня на данный момент является более понятной, чем Штаты с их гигантским рынком. А еще очень хочется в Японию, где, как показывает статистика скачивания наших треков, нас качают больше всего. Плюс там есть поселок под названием Onuka - чем не повод там побывать?
Вы всегда много сотрудничали с различными музыкантами. Планирует ONUKA творческие дуэты и с кем именно?
- Мне с детства всегда нравился голос Нины Матвиенко. Также мне очень импонирует уже упомянутая группа Hardkiss, голос и манера их вокалистки Юлии Саниной. Она крутая женщина и артист. Уважаю Катю пелена. Но дуэты не люблю эту тему, даже когда вместе поют «суперзвезды». Как правило дуэт - это когда один артист приглашает, а второй приобщается. И тот, кто приобщается, в любом случае вынужден подстраиваться под автора идеи, то есть, теряет свою самобытность.
Не могу не вспомнить о скандале с тем, что у вас были запланированы концерты в Москве и Петербурге, но у вас на сайте информации об этом не было.
- Я очень переживала по поводу этой ситуации, 3 ночи не спала после того как на Facebook опубликовали это сообщение. По сайту ситуация возникла исключительно потому, что в отпуске был модератор, который просто не успел обновить информацию о концертов. Но вопрос, в конце концов, не в этом, а в самом факте наличия у меня выступлений в России. Мы очень колебались, и в конце концов, решили не ехать, в первую очередь из-за последних событий в Мариуполе, которые оказали большое влияние на мое эмоциональное состояние. Это решение «сердца», а не «мозга», ведь у меня есть много аргументов «за» концерты в Москве и Петербурге, и я хорошо это понимаю. Во-первых, там действительно нас ждет очень много людей, которые хотят нас услышать, которые являются нашей аудиторией. Тем более, что в этих городах большое количество этнических украинсцев - это я вам как культуролог по образованию говорю. Надеюсь, своими концертами мы могли бы поддержать россиян, на стороне Украины, и достучаться до тех, кто колеблется или до конца не понимает, что происходит. Ведь музыка - это очень мощное оружие, особенно в такие тяжелые времена, которые мы проживаем сейчас. Если бы эти концерты состоялись, мы выполнили бы определенную просветительскую миссию, к тому же, для меня это была настоящая «культурная диверсия» - сыграть на трембите, бандуре и свирели в нескольких километрах от Кремля. Понимаю, что во многом это было бы самоубийство и была готова к шквалу критики, которая могла бы вылиться. В конце концов, люди у нас так заряженные ненавистью, что чтобы ты не сделал, тебе все равно что-то упрекнут. Вот, например, скажут - а чего это у тебя 80% музыки на английском? А вот чуть раньше меня обвиняли в том, что у нас сайт был на русском и английском языках.. Мое сердце только с Украиной, но ненависть порождает только ненависть. Я считаю, что искусство должно лечить. Всех, кто пишет гадости в интернете, хочется спросить - что именно вы сделали для своей страны?

При использовании материала обязательна активная ссылка на http://muzalbom.ru/