Massive Attack «Heligoland» (2010) – трип-хоп мертв ?

Massive Attack

Новый альбом пионеров трип-хопа я ждал с некоторой тревогой. В 90-х Massive Attack уверенно входили в список моих любимых групп, а их блистательный альбом Mezzanine был затерт мною буквально до дыр. К сожалению, в 2003 группа записала, на мой взгляд, слабую пластинку, на которой можно было выделить только пару ярких номеров.
Новый альбом назван по имени архипелага островов Heligoland в Северном море.  Первое, что мне бросилось в глаза при просмотре трек-листа перед прослушиванием, - группа только пару композиций (Atlas Air и Rush Minute) исполнила самостоятельно. В остальных поучаствовали приглашенные музыканты. Поэтому, по звучанию пластинка получилась разнородной и эклектичной, как островки упомянутого архипелага. Две песни с участием Мартины Топли-Берд (Babel и Psyche) получились очень похожими на ее сольное творчество.

Участник группы TV on the Radio Tunde Adebimpe (Тунде Адебимпе) добавил чувственности в психоделические пассажи стартового трека Pray for Rain. Деймон Албарн помог в записи песни Saturday Come Slow, которая получилась гибридом трип-хопа и поп-рока. Винтажную мелодию Flat of the Blade украсил вокал Г. Гарви (Guy Garvey) из группы Elbow. В научном опыте по расщеплению атома (Splitting the Atom) группе помог давний приятель Хорас Энди. Он же же исполнил вокальную партию в грузной композиции Girl I Love You. Наиболее близким к былому саунду группы получилась песня Paradise Circus, скандальный клип на которую наделал столько шума.
Новый альбом оставил двоякое впечатление. С одной стороны – интересные эксперименты, а с другой – музыку Massive Attack уже никак не отнесешь к трип-хопу в его классическом понимании, как не отнесешь к этому стилю последние релизы Portishead и Tricky .

А как вы думаете, есть ли будущее у этого стиля ?

Отзывы меломанов об альбоме. Говорит Виктор: "Мне этот диск больше напоминает сборник бисайдов и unreleased разных времен творчества группы. Здесь и Paradise circus, который вполне мог бы оказаться на Protection, и Girl I love you с характерными тяжестью и басами Mezzanine, и Atlas Air звучаший уже почти сто-оконным стилем. Все бы ничего, но у альбома напрочь отсутствует целостность. Каким бы ни было мнение по предыдущей пластинке, но сотое окно получилось крайне гармоничным с его футуристично-апокалиптическими трип-хоп битами, оркестровыми и вокалом госпожи О Коннор. Здесь же музыкальный винегрет, причем, в не самом лучшем раскладе. Объективно, аранжировки стали минималистичней и скупей. Конечно, есть и позитивные моменты, все-таки пластинка не настолько слаба, как, скажем, Third Portishead. Но определенно за шесть лет (есть считать последним лонгплеем саундтрек к "Цепному псу") можно было бы записать что-то более стоящее."